К вождению транспортного средства существует много медицинских противопоказаний, одно из них – серьезные патологии органа зрения. Для получения допуска к управлению личным или служебным автомобилем любой будущий или действующий водитель обязан пройти шоферскую комиссию. В необходимый перечень диагностических процедур у специалиста-офтальмолога входят: проверка остроты зрения, исследования цветовосприятия и кругозора пациента.
Шоферская медицинская комиссия
Медицинскую комиссию можно пройти в учреждении здравоохранения, имеющем право на ее проведение. Чаще всего это поликлиника по месту регистрации человека или его проживания. В перечень обязательных специалистов помимо офтальмолога входят: невропатолог, психиатр, отоларинголог, хирург, нарколог, терапевт и гинеколог (для лиц женского пола). Если у человека есть какие-либо хронические заболевания, то он должен иметь при себе медицинскую карту с прописанным диагнозом.
Ценовой диапазон шоферского медосмотра зависит от региона и колеблется от 600 до 3000 рублей. Различным категориям граждан справку, разрешающую водить машину, выдают на разный период. Для здоровых водителей личного автотранспорта это 3 года, для профессиональных водителей – 2 года, для лиц возрастом более 50 лет, менее 20 лет и имеющими определенный перечень заболеваний – 1 год.
Врачи подчеркивают, что хорошее зрение является одним из ключевых факторов, обеспечивающих безопасность на дороге. Согласно медицинским требованиям, водители должны иметь остроту зрения не ниже 0,6 на лучше видящем глазу и не менее 0,2 на худшем. Это связано с необходимостью четко различать дорожные знаки, разметку и другие транспортные средства.
Кроме того, специалисты обращают внимание на важность проверки периферического зрения и цветоразличения, так как эти параметры также играют значительную роль в предотвращении аварийных ситуаций. В случае наличия заболеваний, таких как катаракта или глаукома, водителям может быть рекомендовано ограничение вождения или использование специальных коррекционных средств.
Регулярные осмотры у офтальмолога помогают выявить возможные проблемы на ранних стадиях и обеспечить безопасность как водителя, так и других участников дорожного движения. Врачи настоятельно рекомендуют не игнорировать симптомы ухудшения зрения и своевременно обращаться за медицинской помощью.
Основные требования к водителю по зрению
Обследование у офтальмолога имеет основной целью выявить все серьезные отклонения зрения, способные спровоцировать аварийную ситуацию на дороге. Законодательные требования предполагают диагностику по нескольким позициям:
- острота зрения,
- уровень цветовосприятия,
- величина кругозора (качество периферического зрения).
Исследование остроты зрения
Если в анамнезе у водителя уже присутствует снижение остроты зрения и он использует корректирующие средства – очки или контактные линзы (особенно это касается средств постоянного использования), на приеме у врача-офтальмолога в обязательном порядке нужно иметь их при себе. После исследования при положительном его результате доктор всегда делает пометку в медицинской карте об условиях выдачи допуска: в очках, в линзах, без средств коррекции.
Острота зрения пациента устанавливается при помощи специальных стандартных таблиц: Сивцева – со строками, содержащими буквы разного размера, или Головина – со строками, состоящими из комбинаций четырех колец с разрывами.
Таблица Сивцева слева и таблица Головина справа
Для водителя, получившего допуск с учетом использования очков или линз, в правах делается об этом соответствующая пометка. Положительным результатом медосмотра (с учетом ношения линз и очков) считаются следующие значения остроты зрения:
- категория «В» – не менее 0,6 единицы для обоих глаз или лучше видящий глаз – не менее 0,6 единицы, хуже видящий – не менее 0,2,
- категория «В» (вождение спецавтотранспорта) – допустимое значение для лучше видящего глаза – не менее 0,8 единицы, хуже видящего – не менее 0,4,
- категория «С» – не менее 0,7 единицы для обоих глаз или лучше видящий глаз – 0,8 единицы, и не менее 0,4 – видящий хуже,
- оптическая сила постоянно используемых очков и контактных линз не может превышать +/- 8 диоптрий, причем разница в диоптриях между линзами не должна быть больше 3,
- в случае полной слепоты одного глаза или отсутствия одного из глаз острота зрения второго должна быть не менее 0,8 единицы без использования корректирующих средств.
С 2018 года в России введены штрафные санкции за вождение без очков или линз для водителей, имеющих соответствующую пометку в удостоверении. Сумма штрафа составляет от 5 000 до 15 000 рублей. Управление автомобилем без средств коррекции по зрению в этом случае приравнивается к езде без прав.
Зрение играет ключевую роль в безопасности дорожного движения, и требования к нему для водителей строго регламентированы. Многие люди отмечают, что хорошее зрение — это не только возможность различать дорожные знаки, но и способность быстро реагировать на изменения в окружающей обстановке. В большинстве стран для получения водительских прав необходимо пройти медицинское освидетельствование, где проверяется острота зрения и восприятие цветов. Ограничения могут включать необходимость ношения очков или контактных линз, а в некоторых случаях — полное запрещение вождения при определённых заболеваниях, таких как глаукома или катаракта. Обсуждая эту тему, многие подчеркивают важность регулярных проверок зрения, так как даже небольшие изменения могут существенно повлиять на безопасность на дороге. В конечном итоге, соблюдение требований к зрению — это не только закон, но и забота о жизни и здоровье как водителя, так и других участников дорожного движения.
Исследование цветовосприятия
Нарушения цветоощущения определяются общим понятием дальтонизм и разделяются по типу и степени развития патологии:
- протанопия – трудности с распознаванием красного цвета и его оттенков и без уменьшения поля зрения,
- дейтеранопия – проблемы с идентификацией зеленого цвета,
- тританопия – неспособность воспринять синий цвет,
- ахроматопия – полное отсутствие цветного зрения (крайне редкая патология).
Ранее дальтонизм любой степени был показанием для запрета вождения автотранспорта: считалось, что водитель может перепутать красный и зеленый сигналы светофора. Однако всем хорошо известна последовательность расположения ламп, поэтому при нормальной остроте зрения участники дорожного движения прекрасно видят сигналы. В связи с этим в данный момент существуют только некоторые ограничения: дальтоникам в Российской Федерации разрешено получение водительских прав категорий «А» и «В» для управления личным автотранспортом, но без возможности работы по найму.
Полным противопоказанием для допуска к вождению является только ахроматопия. Пациентам с невозможностью воспринимать цвета (черно-белым зрением) не дают прав.
Диагностика отклонений в цветовосприятии проводится посредством специальных полихроматических таблиц Рабкина. Пациенту последовательно демонстрируются 27 цветных листов, изображение на которых сформировано с помощью множества кружков и точек разного цвета и имеет определенную ‘зашифрованную’ часть (цифры или геометрические фигуры), полностью видимую только не дальтоникам.
Полихроматические таблицы
Исследование периферического обзора
Периферическое, или боковое зрение позволяет человеку лучше ориентироваться в пространстве. За эту способность отвечают периферические отделы сетчатки глаз. Особенно это актуально при езде на автомобиле: для обеспечения максимальной безопасности движения водитель не только следит за дорогой впереди себя, но и замечает все изменения ситуации справа и слева от транспортного средства.
Поле зрения, или угол обзора измеряется в градусах, в норме составляет 180 и исследуется отдельно на каждом глазу при помощи специальных приборов – ручного или автоматического периметров. Суть метода состоит в способности глаза пациента воспринимать боковым зрением светящийся объект, движущийся от периферии обзора к центру. Допускается вождение автомобиля с сужением поля зрения у водителя не более 20 градусов.
Этот вид патологии редкий, не исправляется очковой и линзовой коррекцией и почти всегда свидетельствует о серьезных болезнях органа зрения (глаукоме, скотоме, опухолевых процессах и т. д.). Существуют факторы, способные ощутимо снизить качество периферийного зрения даже для совершенно здорового глаза:
- сильная усталость, связанная с недосыпанием, чрезмерными физическими и умственными нагрузками, длительной работой за компьютером,
- употребление алкоголя, наркотиков, сильнодействующих транквилизаторов – эти вещества значительно замедляют все физиологические реакции в организме, поэтому садиться за руль в таком состоянии нельзя.
Противопоказания к вождению по зрению
Существует перечень абсолютных противопоказаний по зрению для выдачи допуска к вождению транспортного средства:
- 3 месяца с момента любого хирургического вмешательства на глазах,
- устойчивые изменения слизистых оболочек глаза и мышечных тканей верхнего и нижнего век, препятствующие нормальному зрению (допуск к вождению возможен после устранения аномалий оперативным путем и по прошествии 3 месяцев реабилитации),
- любые патологии слезного канала (допуск к управлению автотранспортным средством возможен после операции и реабилитационного периода в 3 месяца),
- диплопия, или двойное зрение одного или обоих глаз (задвоение изображения) вследствие косоглазия,
- частичное или полное отслоение сетчатки глаза,
- атрофия зрительного нерва,
- 3-я и 4-я стадии глаукомы.
Отсутствие стопроцентного зрения не является непреодолимой преградой для вождения автомобиля. Однако всем водителям следует помнить: имея заболевания глаз и садясь без обязательных средств коррекции за руль, они подвергают дополнительной опасности не только себя, но и всех остальных участников дорожного движения.
Вопрос-ответ
Какое зрение не допускается для вождения автомобиля?
Ограничение поля зрения на уровень более 200 градусов. Нарушение восприятия цвета. Заболевания зрительного нерва и сетчатки.
Какое должно быть зрение для вождения?
Острота зрения для любителя – не ниже 0, 2 на худший глаз и не ниже 0, 6 — на лучший либо не ниже 0, 5 на оба глаза. Для профессиональных водителей — не ниже 0, 4 и 0, 8 соответственно либо не ниже 0, 7 на каждый глаз. В иных случаях необходимы очки или линзы.
Какое зрение нужно, чтобы пройти медкомиссию на права?
Если у будущего водителя нет разницы в диоптриях обоих глаз, то минимальное значение остроты зрения не должно быть ниже 0, 7 диоптрии. Важно отметить, что при проверке зрения на водительской медкомиссии человеку нельзя пользоваться очками и контактными линзами.
Где на правах указано плохое зрение?
Отметку GCL можно найти на обратной стороне прав в графе 14 под таблицей. Отметка в этой графе означает, что ограничение относится ко ВСЕМ открытым категориям, то есть управлять любым ТС водитель обязан в очках или линзах. Так же не забывайте, что отметка GCL ставится только в водительских правах нового образца.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте зрение. Даже если вы не замечаете ухудшения, рекомендуется проходить обследование у офтальмолога не реже одного раза в год. Это поможет выявить возможные проблемы на ранней стадии и сохранить безопасность на дороге.
СОВЕТ №2
Используйте корректирующие средства. Если у вас есть проблемы со зрением, обязательно носите очки или контактные линзы, соответствующие вашим требованиям. Не забывайте проверять их состояние и заменять при необходимости.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на условия вождения. Плохая видимость, яркое солнце или дождь могут значительно ухудшить ваше зрение. Убедитесь, что ваши стекла чистые, используйте солнцезащитные очки и адаптируйте скорость в зависимости от погодных условий.
СОВЕТ №4
Знайте свои ограничения. Если у вас есть диагноз, ограничивающий ваше зрение, обязательно ознакомьтесь с требованиями и ограничениями для водителей в вашем регионе. Это поможет избежать неприятных ситуаций и обеспечит безопасность на дороге.